5 Декабря 2025

Пятница, 08:20

НА ГРАНИ

Каковы шансы проведения военной операции в Нигерии и Венесуэле?

Автор:

15.11.2025

Хорошо это или плохо - обнаружить в своей стране богатые природные ресурсы? Роскошь «нефтяных монархий» Персидского залива, благополучие Норвегии - примеры у многих перед глазами. Только вот так бывает не всегда. Во-первых, как констатируют эксперты, к природным ресурсам надо еще приложить хороший менеджмент. Иначе есть риск, что баснословные деньги просто распылятся в показной роскоши. Или, того хуже, будут разворованы и растекутся по карманам местных воротил. Примеров тоже сколько угодно, от шахского Ирана до Сьерра-Леоне, где при помощи местных алмазов, добытых на полулегальных приисках, финансируют гражданскую войну. 

Наконец, ценное сырье многократно повышает «политическую температуру» вокруг территорий, где оно находится. Сегодня в это трудно поверить, но еще в середине позапрошлого века воевали за… птичий помет. После открытия Америки Европа познакомилась с местными культурными растениями - картофелем, кукурузой… Они не просто разнообразили стол. Европейцы наконец-то избавились от постоянного дамоклова меча - голода.  Эти культуры были куда калорийнее привычных европейских. Но требовали постоянной «подкормки» земли азотными удобрениями. А вот эти удобрения получали как раз из гуано, то есть птичьего помета. И вот за этот птичий помет в Южной Америке воевали, и воевали всерьез. Как и за залежи селитры, которая как раз из этого гуано и образуется. 

В Средние века бушевали «соляные войны» - соль была нужна всем, имелась не везде, а европейский климат не очень позволял выпаривать соль из морской воды. С начала ХХ в. воевали уже за нефть, и одна из первых «нефтяных войн» вспыхнула вокруг Азербайджана. Об этом не очень принято говорить вслух, но ленинская телеграмма «Взять Баку нам крайне, крайне необходимо» дает предостаточно пищи для размышлений. И еще один, не менее показательный пример. В 1967 году нефть нашли в Анголе, на тот момент колонии Португалии. И когда радостные помощники доложили об этом лиссабонскому диктатору Салазару, он, как утверждают, схватился за голову со словами: «Боже, только этого не хватало!»

И так уж совпало, что в последние недели две страны, обладающие богатейшими природными ресурсами, которыми местные правительства просто не смогли с умом распорядиться, оказались в фокусе внимания как потенциальные «горячие точки». 

 

От Нигерии до Венесуэлы

Президент США Дональд Трамп пригрозил военным ударом по территории Нигерии, если местное правительство не положит конец преследованиям и убийствам христианского населения. Он также подчеркнул готовность прекратить любую финансовую и военную помощь, оказываемую Вашингтоном этой стране. «Приказываю нашему военному министерству подготовиться к возможным действиям. Если мы нанесем удар, это будет быстро, жестоко точно так же, как эти террористические бандиты атакуют наших любимых христиан. Предупреждение: правительство Нигерии, действуйте быстро!» - написал американский лидер в своей соцсети Truth Social. «Есть, сэр, - тут же ответил министр обороны США Пит Хегсет. - Убийство невинных христиан в Нигерии - и где бы то ни было - должно быть немедленно прекращено. Военное министерство готовится к действиям. Либо нигерийское правительство защитит христиан, либо мы убьем исламских террористов, которые совершают эти ужасные зверства». В Нигерии примерно поровну мусульман и христиан. Правительство христиан не преследует, но они часто становятся жертвами действий разного рода радикальных группировок, вроде «Боко харам».

И, наконец, уже не одну неделю в США обсуждается возможность военной операции против Венесуэлы. Речь не о защите христиан - Каракас обвиняют в торговле наркотиками. Регулярно сообщается о ракетных ударах по катерам, на которых в США перевозятся наркотики. В Конгрессе уже провалили попытку принять резолюцию, по которой на любые действия в отношении Венесуэлы Дональд Трамп должен получить одобрение Капитолийского холма. И все это складывается в весьма тревожную картину.

Удары по катерам наркоторговцев в Карибском море выглядят, конечно, очень эффектно. Но вот насколько эта мера эффективна в борьбе с наркотиками - большой вопрос. Во-первых, перехватить все катера не получится. Что-то все-таки провезут. Во-вторых, наркокартели будут искать новые способы контрабанды наркотиков. Например, прятать в багажных отделениях круизных лайнеров, по которым уже ракетой не ударишь. Есть и в-третьих, в-пятых, в-десятых. А значит, возникает вопрос: не следует ли провести «зачистку» в самой Венесуэле?

 

«Христиане» и «наркотики» пишем, «нефть» в уме?

Трамп заговорил о возможности военного вмешательства в двух странах - Венесуэле и Нигерии. Обе страны обладают солидными залежами нефти. Венесуэла так вообще занимает первое место в мире по запасам «черного золота». Велик соблазн объявить, что на самом деле Вашингтон интересует контроль над нефтью, а вовсе не защита христиан и борьба с наркотиками. Тем более что сегодня на мировом нефтяном рынке разворачивается нешуточное противостояние. Вашингтон планомерно вводит санкции против российского топливно-энергетического комплекса. Удавка затянута вокруг «Лукойла» и «Роснефти». От поставок российской нефти отказываются Индия и Китай. На таком фоне как минимум имеет право на жизнь версия, что на самом деле Трампа интересует контроль над нефтью.

Но насколько такое «традиционное» объяснение соответствует действительности? Оставим за скобками Нигерию - там, кроме одного заявления, ничего нет. А вот напряженность в Карибском море и вокруг Венесуэлы растет буквально на глазах.

Прежде всего будем реалистами: контрабанда наркотиков из Латинской Америки - это действительно большая проблема для США. А в Венесуэле не торопятся «принимать меры». 

Более того, еще со времен Уго Чавеса и экс-президента Боливии Эво Моралеса здесь заново возводят в культ жевание листьев коки. В Латинской Америке оно имеет давнюю традицию - настолько, что ученым до сих пор не удается найти дикорастущую коку. Но весь вопрос в том, что большая часть коки перерабатывается в кокаин, который в основном идет на американский рынок. Причем за счет торговли наркотиками финансируются многие радикальные и террористические группировки в регионе, которым «боливарианские социалисты» вроде Мадуро оказывают покровительство.

Есть и другая составляющая. Венесуэла активно развивает сотрудничество с Россией в военной сфере. Здесь уже размещают российские ракеты. Понятно, что Вашингтону не очень нравится существование «под боком» антиамериканского правительства. Но значит ли это, что Дональд Трамп решится на масштабную военную операцию в Венесуэле?

 

Гладко было на бумаге…

Такое решение означает отказ от прежнего образа миротворца в большой политике, и это уже более чем непростое решение. К тому же нет полной ясности, что именно следует считать «масштабной военной операцией». Одно дело, если США нанесут удары по плантациям и прочим объектам наркокартелей. И совсем другое - сухопутное вторжение, смена режима и т.д. 

Вряд ли эта операция представляет собой большие трудности в сугубо военном плане. Сломать сопротивление армии Венесуэлы для такой страны, как США, будет не очень сложно. И здесь едва ли помогут даже демонстративные поставки средств ПВО из России. Справиться с российской ПВО, как показывает украинская война, вполне возможно. Есть также сомнения, что Россия станет вписываться за Венесуэлу в ожидаемых объемах и масштабах. Во-первых, на фоне украинской войны ей не до Николаса Мадуро. А во-вторых, идти на прямое столкновение с США все же слишком рискованно.

Основные трудности поджидают Вашингтон в политической сфере. До 1999 г. Венесуэла представляла собой обычную латиноамериканскую петрократию. Но в 1999 г. пост президента этой страны занимает подполковник Уго Чавес, который провозглашает концепцию «боливарианского социализма». Нефтедоллары напрямую направляются на финансирование социальных программ. В стране стартует «политика невиданной щедрости» для городской бедноты. Денежная помощь, разного рода субсидии, бесплатные квартиры с мебелью и техникой - кажется, что в Венесуэле наступил социальный рай. Но затем все рухнуло. Цены на нефть, которые рвались в небеса, пошли вниз. И финансировать прежние социальные программы стало уже нечем. Как оказалось, специалисты не зря предупреждали, что доходы от нефти нельзя вливать в бюджет напрямую - цены на нее слишком нестабильные. В Венесуэле это игнорировали - и жестоко поплатились. Но резать «социалку» позволить себе тоже не могли. В дело пустили печатный станок. Но выровнять ситуацию так и не удалось. В 2013 г. Уго Чавес скончался, страну возглавил Николас Мадуро, занимавший при Чавесе пост вице-президента. «Социальный рай» сменился адом. Инфляция измеряется в четырехзначных числах. Для печати местной валюты - боливаров - нет бумаги. Ее закупали за валюту, а валюты нет. В стране с богатейшими природными ресурсами - настоящий голод. В больницах остро не хватает лекарств. В метро не продают билеты - нет бумаги, чтобы их печатать. Все рекорды бьет рост преступности - граждане Венесуэлы признаются, что их за последние годы грабили по нескольку раз. Несмотря на несомненные природные красоты, практически до нуля упал туризм - никому не хочется платить деньги и рисковать получить удар ножом под ребро. Выборы, как утверждают, Мадуро выигрывает исключительно на фальсификациях.

Казалось бы, режим Мадуро достаточно просто подтолкнуть - и он завалится. Но не все так просто. У властей в Венесуэле есть своя поддержка. Армия, полиция, даже крупные криминальные группировки - все они имеют свой надежный «кусок пирога». Именно эти структуры привлечены для контроля за распределением продуктов - и получили право распределять «чуть-чуть в свою пользу». Нетрудно догадаться, что они будут горой стоять за Николаса Мадуро. Более того, у оппозиции до сих пор нет яркого и харизматичного лидера, а тем, кого пытаются «назначить» на эту роль, явно недостает популизма и популярности.

В США уже открыто говорят, что силовое продвижение демократии, увы и ах, не работает. То есть привести кого-либо к власти на американских штыках еще можно, а вот удержать - уже проблематично. И это тоже серьезный аргумент против военной операции. Другой вопрос, что сместить ситуацию в пользу войны могут действия не столько Вашингтона, сколько Каракаса. Особенно, если Мадуро загнан в угол.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

23


Актуально