5 Декабря 2025

Пятница, 08:20

ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?

Итоги президентских выборов ставят под вопрос будущее единой Боснии и Герцеговины

Автор:

01.12.2025

На досрочных выборах президента Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины, победу одержал придерживающийся сепаратистских взглядов Синиша Каран. Примечательно, что это событие, могущее иметь последствия как для самой Боснии и Герцеговины, так и для всего Балканского региона, совпало по времени с 30-летней годовщиной появления Дейтонского соглашения, перспектива которого все чаще расценивается неоднозначно и даже скептически.

 

Додик и Каран

Победитель выборов Синиша Каран - министр науки, технологий и высшего образования Республики Сербской, бывший министр внутренних дел. Он является доверенным лицом экс-президента Милорада Додика, возглавляющего партию «Союз независимых социал-демократов» (SNSD). Додик, занимавший должность президента в 2010-2018 гг. и с ноября 2022-го, был смещен со своего поста 6 августа 2025 г. Причина заключалась в его отказе признавать решения Кристиана Шмидта - верховного представителя ООН по Боснии и Герцеговине. То есть института, учрежденного в рамках Дейтонского мирного соглашения, которое положило конец Боснийской войне 1992-1995 гг.

Эта война, ставшая на тот момент самым кровавым конфликтом в Европе после Второй мировой войны, развернулась в условиях распада бывшей Югославии. 29 февраля - 1 марта 1992 г. в Боснии и Герцеговине прошел референдум о независимости, который, однако, бойкотировало подавляющее большинство сербского населения. Оно было поддержано Белградом и югославской армией, что привело к войне, унесшей жизни более 300 тыс. человек. Геноцид и массовые убийства были совершены во многих боснийских городах - Сребренице, Зворнике, Вышеграде и др.

Мир наступил только после согласования текста договора на военной базе в Дейтоне (США, штат Огайо) 21 ноября 1995 г. Документ был подписан 14 декабря того же года в Париже президентами Боснии и Герцеговины, Сербии, Хорватии. В соответствии с соглашением, получившим название Дейтонского, Босния и Герцеговина разделилась на два энтитета (административных образования) - Республику Сербскую, где преимущественно проживают сербы, и хорватско-мусульманскую Федерацию Боснии и Герцеговины. Особым статусом обладает округ Брчко, который де-юре является частью как федерации, так и Республики Сербской, но де-факто находится под международным управлением с сосредоточением реальной власти в руках верховного представителя.

Около трети из свыше 3,5 млн жителей Боснии и Герцеговины проживает в Республике Сербской, территория которой составляет почти половину площади государства. Поэтому очевидно, что сепаратистские устремления политических кругов этого сербского образования могут привести к самым негативным последствиям для территориальной целостности Боснии и Герцеговины.

Лидером сербского сепаратистского движения считается Додик, который в бытность свою президентом Республики Сербской выступил против верховного представителя и его Офиса (OHR), обладающих широкими полномочиями, вплоть до права увольнять крупных государственных чиновников. Додик, заверяющий, что «Республика Сербская отделится от Боснии и Герцеговины», отказался публиковать в официальном вестнике энтитета постановления верховного представителя Шмидта. Последний немедленно отменил это решение, но, кроме того, против Додика возбудили уголовное дело по обвинению в неисполнении решений OHR.

Судебный процесс, начавшийся в декабре 2023 г., завершился вынесением Додику приговора: один год лишения свободы и шесть лет запрета на занятие политических должностей. Позже суд Боснии и Герцеговины заменил тюремное заключение на денежный штраф, однако запрет на политическую деятельность остался в силе. На основании этого запрета Центральная избирательная комиссия отстранила Додика от должности президента.

Тем не менее Додик сохранил значительную часть своего влияния на ход политических процессов в Республике Сербской. 18 октября 2025 г. временным главой автономии стала соратница Додика Ана Тришич Бабич. А 23 ноября выдвиженец возглавляемой им партии Синиша Каран стал победителем досрочных президентских выборов.

Согласно данным ЦИК, он набрал около 51% голосов, тогда как его основного соперника, Бранко Бланушу от Сербской демократической партии, поддержали почти 48%. И это при том, что явка избирателей составила всего 35%. Кроме того, оппозиция, заявив о случаях фальсификации итогов голосования посредством «демографических манипуляций, трансграничного влияния из Сербии и полного развала избирательного контроля», отвергла официальные результаты выборов.

Однако факт остается фактом: правящая в Республике Сербской сила сохранила свою власть. На выборах победил ставленник Додика, и последний с полным удовлетворением констатировал, что все те, кто пытался отстранить его от власти, теперь «получили двух Додиков».

 

Что будет с Дейтонским соглашением?

Избрание Карана новым президентом Республики Сербской означает, что ее руководство будет продолжать добиваться отделения от Боснии и Герцеговины. Выражаясь словами Додика, «отделение остается конечной целью» лично его и партии SNSD. Из чего следует неизбежность осложнений в переговорах с другим энтитетом - Боснийско-хорватской федерацией, а также - что гораздо важнее - в отношениях с Офисом верховного представителя. Представители SNSD, ссылаясь на результаты досрочных президентских выборов, прямо заявляют: «OHR не приветствуется в Республике Сербской». И поскольку OHR изначально выполняет в Боснии и Герцеговине функцию по обеспечению соблюдения Дейтонского соглашения, встает вопрос: какая участь ожидает сам этот исторический документ?

В Боснии и Герцеговине - не только в сербских, но и боснийских (мусульманских) и хорватских политических и общественных кругах все громче звучит мнение о необходимости пересмотра Дейтонского мирного соглашения, так как у него «истек срок годности» и он «нуждается в обновлении». Резкой критике подвергается установленная Дейтонским соглашением сложная политическая структура Боснии и Герцеговины. Две части государства связаны между собой слабым центральным правительством, отягощенным проблемой принятия и реализации «устраивающих всех» политических решений. От этого страдает как внутренняя, так и внешняя политика, требующая консенсуса, прежде всего, на уровне Президиума - высшего органа государственной власти в Боснии и Герцеговине. Президиум состоит из трех представителей: одного боснийца, одного хорвата и одного серба, всенародно избираемых сроком на четыре года. Первые два избираются населением Федерации Боснии и Герцеговины, третий - населением Республики Сербской. Члены Президиума поочередно исполняют обязанности председателя в течение восьми месяцев. Но что будет, если в результате усиления сепаратистски ориентированного курса руководства Республики Сербской рухнет весь конституционный порядок Боснии и Герцеговины, установленный Дейтонским соглашением?

Авторы и «двигатели» Дейтонского соглашения - США и ведущие европейские страны - не скрывают своей незаинтересованности в развале Дейтонской «системы». Оно и понятно, ведь, несмотря на все проблемные факторы, соглашение, достигнутое 30 лет назад, позволило приостановить войну. И каким бы искусственным ни казалось создание современного государства Босния и Герцеговина с входящими в его состав двумя энтитетами, оно существует уже три десятилетия в условиях мира и общей стабильности. Вероятный же срыв Дейтонского соглашения, чреватый распадом Боснии и Герцеговины, может привести к новой дестабилизации ситуации не только в этой стране, но и во всем регионе. Особенно с учетом неизбежного вовлечения в предполагаемую эскалацию таких стран, как Сербия, пользующаяся традиционной поддержкой со стороны России, и входящая в Евросоюз и НАТО Хорватия.

Избранный президент Республики Сербской Каран подтвердил свое отношение к идее «отделения» словами: «Сербский народ дал свой окончательный ответ, сказав «нет» любому иностранцу или узурпатору, который пытается изменить его волю». И сторонники сохранения единства Боснии и Герцеговины теперь уповают лишь на то, что победитель состоявшихся 23 ноября выборов будет занимать должность президента Республики Сербской менее одного года. Поскольку в октябре 2026 г. в Боснии и Герцеговине состоятся общенациональные выборы, по итогам которых будут избраны три члена Президиума Боснии и Герцеговины, а также президенты двух ее субъектов - Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины.

Так что вероятность изменения политической тенденции, закрепившейся в Республике Сербской в результате досрочных президентских выборов, само проведение которых стало возможным из-за отстранения лидера сербских сепаратистов с должности главы энтитета, пока существует. Особенно с учетом также и столь мощного геополитического фактора, как воля западных центров. Или авторы «Дейтона» так просто откажутся от собственного «детища»?



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

11


Актуально