ПОВОРОТ НА ЗАПАД
От Москвы к Брюсселю: новая траектория Армении
Автор: Намик Г. АЛИЕВ
В начале декабря в Брюсселе прошло 6-е заседание Совета партнерства «Европейский союз-Армения», в ходе которого Ереван и ЕС утвердили новую «стратегическую повестку» взаимодействия.
На переговорах между министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном и верховным представителем ЕС по иностранным делам Кайей Каллас обсуждалось углубление сотрудничества, включая реформы в правовой и судебной системах, демократизацию, социально-экономическое развитие, энергетическую безопасность, цифровую трансформацию, диверсификацию торговли и сотрудничество в сфере безопасности.
Брюссель не скрывает: 2025 г. на фоне мирного процесса с Азербайджаном должен стать поворотным для отношений ЕС и Армении. Европа уже заявила, что направит финансовую и техническую помощь, в частности в рамках так называемого «Плана устойчивости и роста». Общий бюджет плана - около 270 млн евро, из них львиная доля - гранты. Также ЕС обещал выделить, помимо прочего, 15 млн «на поддержание мира и повышение устойчивости» Армении, включая, к примеру, разминирование и обучение специалистов.
Таким образом, нынешний брюссельский этап - не просто дипломатический ритуал, а фактически перезапуск отношений: от прежней, довольно осторожной «партнерской» схемы к более глубокой и амбициозной стратегии.
Интересный и заслуживающий внимания процесс. Баку выступил инициатором мирного процесса с изгнанным с разоренных азербайджанских территорий агрессором - Арменией. ЕС же после парафирования подготовленного мирного соглашения начал активное сотрудничество и инвестирование не пострадавшего от агрессии страны, а 30 лет эксплуатировавшего азербайджанские недра и земли оккупанта. Кстати, содержание переговоров содержало немало антиазербайджанской риторики, противоречащей духу договоренностей Саммита от 8 августа 2025 г. в Вашингтоне.
Что может дать Армении «европейский зонтик» вместо «российского»?
Если Армения действительно начнет двигаться по направлению, обозначенному новой стратегией, и реформа будет идти устойчиво, то для нее может открыться ряд возможностей. Прежде всего ЕС будет нацелен на поддержание реформ судебной системы, прав человека, верховенства закона. Такое давление и демократизация институтов могут изменить имидж республики: помочь снизить влияние старых элит, укрепить юридическую защиту граждан и повысить доверие к государству. Важными будут европейские инвестиции, которые простимулируют экономическое развитие. Гранты, инвестиции в инфраструктуру, энергетика, диверсификация экспорта - это шанс для Армении модернизировать экономику, сократить зависимость от традиционных рынков, привлечь иностранных инвесторов.
Откроются возможности для энергетической и транспортной диверсификаций. ЕС ставит на программу, которая может соединить армянские энергосети с европейскими, развить транспортную и логистическую инфраструктуры. Это будет означать снижение стратегической уязвимости, меньшую зависимость от одного направления, более гибкие связи внутри региона и с Европой.
Другая возможность - формирование цивилизованных международных связей. Участие в европейских проектах, программах, партнерствах, доступ к помощи. Это, возможно, будет свидетельствовать, что Армения хочет быть более открытой к европейскому и региональному сотрудничеству в разных сферах.
В целом «европейский зонтик» - это не просто символ, а инструмент по созданию для Армении видимой субъектности, уменьшению ее зависимости от прежних союзов.
Как отреагирует Москва: что ей сулит такой поворот?
Очевидно, что нынешний шаг Еревана не остался незамеченным для Москвы. В официальных комментариях уже подчеркивалось, что участие Армении в ЕС несовместимо с ее присутствием в проектах, связанных с российской экономической и военно-политической интеграцией (ЕАЭС, ОДКБ и др.).
Что этот тренд может означать для России? Во-первых, утрату влияния, что является для России ключевым моментом присутствия на Южном Кавказе. Если Армения начнет все активнее двигаться к Западу, Россия рискует лишиться своего традиционного плацдарма в регионе и одновременно это будет месседжем, что «русский зонтик» не является гарантом вечной безопасности.
Во-вторых, снижение стратегической ценности. Армения, играя на геополитической пластичности, может уменьшить значение так называемой «буферной зоны» для России и тем самым превратиться из союзника в страну, являющуюся уже «форпостом» ЕС.
В-третьих, усиление конкуренции. ЕС, США и другие западные партнеры, вложив в Армению усилия и средства, могут рассчитывать на рост своего влияния на Южном Кавказе, что однозначно подорвет традиционное доминирование России в регионе.
Для Армении - это шанс сменить внешнюю ориентацию, а для Москвы - повод для серьезного переосмысления отношений с бывшей союзницей.
Почему Европа делает ставку на Армению, а не на Грузию?
Грузия по многим параметрам ближе к Европе, чем Армения. Она обладает более устойчивыми демократическими институтами, более заметным общественным запросом на евроинтеграцию и более заметной историей «европейского пути». Тем не менее ЕС, судя по всему, делает стратегическую ставку именно на Армению. Почему?
Первое, что бросается в глаза, - геополитический расчет. Армения - важный узел между Европой, Россией, Ираном и Кавказом. Вашингтонские договоренности по открытию Зангезурского коридора (TRIPP) сделали Армению субъектом транспортных коммуникаций Восток-Запад. Переориентация Еревана может дать Брюсселю больше влияния в регионе, обеспечить «мост» на сложном и турбулентном южнокавказском пространстве.
Вторая причина - гибкость Еревана. В отличие от Грузии Армения пытается, балансируя между Востоком и Западом и не выстраивая антироссийской риторики, постепенно уходить из-под «русского зонтика». Такой прагматизм может выгодно отличать Ереван для ЕС.
Третья причина - возможность институционального строительства «с нуля». Армения меньше Грузии обременена сложной историей евроинтеграционных ожиданий и срывов. ЕС может «воспитать» послушного союзника с чистого листа, помогая строить институты, реформировать экономику и законодательство - то, чего бывает труднее добиться там, где реформа уже шла долго и с переменным успехом.
Наконец, свыше 100 лет армянское государство и более 200 лет армянство были орудием в руках России на Южном Кавказе. Лишение этого «форпоста» рассматривается Европой, да и вообще Западом, как важнейший фактор ослабления России.
Вместе с тем Европа не рассматривает путь Армении как быстрый марш для вступления в ЕС. Скорее это среднесрочная стратегия: реформы, сотрудничество, постепенное сближение. Ставка ЕС - на стабильность, постепенное построение, а не на быстрые, но рискованные декларации.
Возможные риски, сложности и «водоразделы»
Путь сближения Армении с ЕС будет отнюдь не гладким. Ожидаемо серьезное внутреннее сопротивление, подогреваемое пророссийскими силами, реваншистами и оппозицией. Реформы, особенно в правосудии, борьба с коррупцией, перестройка элит - болезненные процессы. Они столкнутся с консерватизмом, сопротивлением сил старого режима, псевдопатриотическими настроениями.
Несложно предвидеть реакцию со стороны России. Давление, дипломатические удары, попытки дезинформации, гибридные атаки - все это вероятно, а их диапазон зависит от степени сближения Армении с Европой. Из Брюсселя уже звучат предупреждения: Россия активна, особенно в преддверии парламентских выборов в Армении, ее вмешательство во внутренние дела страны ЕС считает недопустимым. При этом Евросоюз предлагает Еревану финансовую помощь и политическую поддержку в противодействии России.
Возможная геополитическая нестабильность также может быть отнесена к рискам. Армения граничит с Грузией, имеющей две конфликтные зоны, периодическое перекрытие Грузией пограничного перехода Ларс для армянского транзита может стать более частым в силу опасения потери монополии и ревности к Зангезурскому коридору. Кроме того, осложнятся отношения с Ираном, и все это может помешать стабильному развитию Армении. Поддержка ЕС важна, но недостаточна, если не работать на долгосрочную устойчивость. А путь к ней лежит через развитие отношений с соседними Азербайджаном и Турцией.
Следует предвидеть и трансформационные ожидания населения в контексте реформ. Если обещанные изменения (экономика, инвестиции, рост уровня жизни) не будут ощущаться, то возрастет разочарование. Тогда коалиция «прозападных» сил может утратить поддержку, а страна погрузится в новую нестабильность.
Армения - на перекрестке выбора
Визит Мирзояна в Брюссель - это гораздо больше, чем рядовая дипломатическая миссия. Это символ смены покровителей, начало нового этапа внешней и внутренней политики. Если Ереван воспользуется шансом, аккуратно реализует «европейскую повестку», проведет реформы, укрепит институты и диверсифицирует экономику и внешние связи, то страна может постепенно вырваться из тени «российского зонтика».
Для Европы это попытка усилить свое влияние на Южном Кавказе, обрести партнера, который обеспечит ее присутствие в регионе. Кстати, первый шаг уже сделан: наблюдательная миссия ЕС на границе с Азербайджаном, где давно уже все спокойно. Для России это сигнал: реализуемая внешняя политика в глубоком кризисе, бывшие союзники стремятся переориентироваться и привычная зона влияния начала расползаться.
Дрейф Армении в сторону ЕС не лишен рисков нового кризиса, внутреннего раскола, недоверия и обострения внешних вызовов. Противоречивость в отношениях с партнерами, непоследовательность и медлительность в выполнении обязательств повышают их уровень.
В данной ситуации ясно одно: от Еревана требуются не декларации, а последовательные реальные шаги по реализации договоренностей и взятых на себя обязательств, прежде всего перед Азербайджаном.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




60












