7 Января 2026

Среда, 02:24

WIKILEAKS ПО-АРМЯНСКИ

Прошел ли у Пашиняна «ход конем»?

Автор:

15.12.2025

Есть такое расхожее выражение: публичная политика - это всегда немного шоу и игра на зрителя. А когда речь идет о предвыборной кампании, удельный вес игры на публику возрастает многократно. И нанятые политтехнологи, спичрайтеры и прочие советники старательно объясняют кандидатам в депутаты, премьеры и даже президенты, что избиратели, в большинстве своем женщины, любят ушами. Поэтому во время предвыборной кампании так важно произвести впечатление и сказать своим избирателям именно то, что они более всего хотят услышать. А еще им нравятся сенсационные разоблачения и громкие скандалы вокруг соперников.

До парламентских выборов в Армении времени еще предостаточно - они пройдут только в июне 2026 г. Но предвыборная кампания уже де-факто разгорается. И обещает быть и скандальной, и зрелищной. Действующий премьер-министр Никол Пашинян избрал наступательную тактику и наносит по своим наиболее опасным противникам весьма болезненные удары, используя административный ресурс. Насколько удачно - станет понятно только следующим летом.

 

«Бомба» для бывших президентов. И бывших посредников

Возможно, наиболее громкой сенсацией нынешнего политического сезона должна была стать публикация правительством Армении переговорных документов по Карабаху. 

После того как Азербайджан одержал в Карабахе безоговорочную военную победу и закрепил ее результаты политическим и дипломатическим путем, все прежние проекты и предложения того периода представляют собой разве что исторический интерес. Азербайджанская армия отправила в мусорную корзину не только оккупационную хунту в Ханкенди, но и весь внушительный ворох разного рода парижских и киуэстских принципов, казанских документов, а также мадридских предложений. Карабахская тематика уже перестала быть вопросом внутренней политики. Эту общенациональную задачу Баку успешно решил, страница конфликта перевернута, и было вполне ожидаемо, что в Азербайджане публикация правительством Армении переговорных документов по Карабаху не вызвала особых дискуссий. Вместе с тем весьма болезненному удару подвергся авторитет прежних посредников, которые предлагали, по сути, капитуляцию Азербайджана. Напомним, что согласно прежним предложениям Армения выводила войска из пяти районов, окружающих бывшую НКАО, но не из самого Карабаха. При этом под ее контролем оставались Лачинский и Кяльбаджарский районы. И до окончательного определения статуса Карабах превращался, собственно, во второе армянское государство - с правом создавать свои силы самообороны, вступать во внешние отношения и т.д. При этом Азербайджан как бы имел право вернуть в окружающие бывшую НКАО пять районов беженцев, но не мог размещать там войска - только полицию и пограничников, вооруженных легким стрелковым оружием. Понятно, что реализация этих предложений еще и открывала двери для новой войны. 

Иное дело - Армения, где Карабах по-прежнему остается острой темой внутренней политики. Для Никола Пашиняна публикация переговорных документов должна была решить несколько задач. Действующий премьер-министр Армении стремился продемонстрировать, что на дипломатической арене ключевые позиции были «сданы» до него. Именно бывшие президенты, а на сегодня его самые опасные политические противники Роберт Кочарян и Серж Саргсян несут ответственность за то, что в регионе вспыхнула новая война. Таким образом Пашинян явно рассчитывал избавиться от клейма «предателя». 

Каков же реальный эффект от такого «Викиликса на армянский лад»?

 

Кто заказывал войну?

Сами бывшие президенты не торопятся раздавать интервью и оправдываться. Зато их сторонники уже припоминают Пашиняну его собственные грехи. Так, один из ереванских тг-блогеров Андраник Ованнисян говорит: «В августе 2019 г. Пашинян едет в «Степанакерт», где проводит массовый митинг и скандирует: «Арцах - это Армения, и точка». Алиев использует этот факт, чтобы приостановить переговорный процесс, обвиняя Армению в деструктивных шагах. В июле 2020 г. на границе между Арменией и Азербайджаном происходят столкновения. Пашинян помпезно чествует участников этих столкновений, повышая градус напряженности. В августе 2020 г. Пашинян и Армен Саркисян (бывший президент Армении) принимают участие в конференции, посвященной 100-летию Севрского договора. Фактически открытая провокация в отношении Турции. Зачем это было сделано?» 

О том же говорил по горячим следам 44-дневной войны армяно-американский историк и дипломат Жирайр Либаридян в своем нашумевшем интервью ВВС. Плюс ко всему есть еще одно, крайне неприятное для всех поколений армянской верхушки обстоятельство. Правовая папка карабахского урегулирования была сформирована еще в начале девяностых, и ничего хорошего Армении она не обещала. Во-первых, страны Южного Кавказа были признаны в существующих границах, и в случае с Азербайджаном эти границы включали Карабах. Во-вторых, были приняты четыре резолюции СБ ООН, которые требовали немедленного вывода армянских войск с территории Азербайджана. Это документы, имеющие правовую силу в отличие от разного рода предложений посредников, которые можно было принимать или не принимать. 

Если в 1997 г. первый президент Армении Левон Тер-Петросян призвал договариваться с Азербайджаном, то последующие правящие команды во главе с Кочаряном, Саргсяном и Пашиняном в его «довоенной» формации вообще не планировали договариваться и выводить войска даже из одного района, не говоря о пяти. В Ереване рассчитывали, что вот еще немного - и Баку будет вынужден признать нынешнюю линию соприкосновения как новую границу. 

Внезапная любовь к казанским документам, мадридским принципам и т.д. вспыхнула в Ереване уже после проигранной войны. Той самой, которая планировалась как «новая война за новые территории». При таком предварительном раскладе публикации переговорных документов недостаточно, чтобы привести к революционным сдвигам в общественном сознании Армении. Большинство местных избирателей остались при своем мнении.

 

Второй фронт Никола Пашиняна

Речь идет о стремлении нынешнего премьер-министра взять под контроль армянскую церковь. Уже опубликована дорожная карта: правительство намерено отстранить нынешнего католикоса Гарегина II, которого сторонники премьера называют исключительно его мирским именем - Ктрич Нерсисян. Затем должен быть назначен местоблюститель католикоса, после чего пройдут новые выборы главы армянской церкви. Одновременно правительство требует от клира финансовой прозрачности. 

Помимо этого Пашинян считает, что перед началом литургии надо исполнять гимн Армении.

Но все это внешняя сторона. В реальности в Армении уже арестованы несколько архиепископов и даже глава канцелярии Эчмиадзина. Одновременно Пашинян создает свой «альтернативный фронт» внутри церкви и проводит встречу с архиепископами, готовыми поддержать планы по отстранению Гарегина II. 

Соблазнительно, конечно, думать, что таким образом Пашинян стремится нанести удар по бастиону реваншистов. Но среди участников встречи был и архиепископ Вратанес Абрамян, глава «Арцахской епархии армянской церкви». Эта епархия, как известно, была создана уже после оккупации азербайджанских территорий и начала игры в «миацум». После освобождения Карабаха и падения оккупационной хунты Эчмиадзин эту епархию расформировывать не стал. Возможно, сколачивая внутри церкви фронт своих сторонников, премьер-министр не особенно выбирает, на кого из архиепископов ему опираться. Но такая «небрежность» заставляет задуматься. Тем более что он намерен взять под контроль и все наиболее значимые общественные институты. 

Еще до войны Пашинян успешно подмял под правительство Конституционный суд Армении. Следующий этап - церковь. И, наконец, очевидно, что решающим фактором станет успех - или неуспех - «Гражданского договора» на парламентских выборах.

 

От Эчмиадзина до Гюмри

Еще совсем недавно казалось, что Никол Пашинян нанес по позициям реваншистов и, главное, церковников сокрушительный удар. В Вагаршапате, где расположена резиденция католикоса и находится Эчмиадзинский монастырь, прошли местные выборы, которые завершились победой сторонников действующего премьер-министра. И хотя оппозиция поспешила заявить, что как раз перед выборами границы округа изменили и в них включили поселения, где большинство было у сторонников Пашиняна и т.д., это не преуменьшило радость в лагере премьер-министра.

Однако до полной победы в общественном мнении еще далеко. Это подтверждает и поездка Пашиняна в Гюмри, второй по величине город страны, где его встретили акцией протеста. Ранее в Гюмри сторонники Пашиняна выборы проиграли, и на пост мэра здесь был избран кандидат от оппозиции Вардан Гукасян. Сегодня он и его заместитель арестованы, но это ничего не изменило. 

Не секрет, что в Гюмри настроением электората рулит не столько церковь, сколько расположенная здесь российская военная база. В любом случае очевидно, что борьба за общественное мнение в Армении только разгорается, и будет она очень острой.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

52


Актуально