16 Января 2026

Пятница, 00:01

ЧЕРНЫЙ БЕРЛИН

Как подпольная эко-группировка погрузила столицу Германии в холод и хаос

Автор:

15.01.2026

Поджог кабельного моста через канал Тельтов левоэкстремистской группой Vulkan (Vulkangruppe) 3 января 2026 г. в Берлине привел к самому длительному блэкауту в послевоенной истории города. Пожар у ТЭЦ Лихтерфельде повредил 5 кабелей высокого и 10 среднего напряжения, которые были полностью восстановлены только к 7 января. Как следствие, пропали доступ в интернет, мобильная связь, горячая вода и отопление, причем на фоне пришедшего в Германию резкого похолодания и минусовых ночных температур. Всего пострадали около 100 тыс. человек, 45 тыс. домов и 2200 предприятий в районах Штеглиц-Целендорф, Целендорф, Николасзее и Ваннзее (2,9% населения Берлина), погибла 83-летняя женщина. Закрылись школы, была нарушена работа больниц и городского транспорта, власти ввели режим чрезвычайного положения, стали разворачивать генераторы и убежища. Все это, конечно, привело к огромным потерям бюджетных средств.

 

Акт самообороны и солидарности

В открытом письме Vulkangruppe, опубликованном на сайтах левого толка, отмечается, что действия группировки нужно расценивать как акт протеста против использования энергии на ископаемом топливе и растущего спроса на электроэнергию, создаваемого центрами обработки данных с искусственным интеллектом, которые «ускорили изменение климата и расширили массовую слежку». «Сегодня ночью мы успешно саботировали работу газовой электростанции Лихтерфельде в Берлине. Атака на электростанцию является актом самообороны и международной солидарности со всеми, кто защищает Землю и жизнь. Мы приносим свои извинения менее обеспеченным жителям юго-западного Берлина. Наше сочувствие к многочисленным владельцам вилл в этих районах ограничено», - говорится в письме леворадикалов. Таким образом, все пострадавшие были названы не более чем побочным ущербом в состоявшемся «акте самообороны и международной солидарности».

Группа уже не первый раз совершает подобные акции. В 2018-м ее члены взяли на себя ответственность за повреждение электрокабелей в районе Шарлоттенбурга, из-за чего оказались обесточены 6500 домов. В 2020 г. группировка подожгла кабельное оборудование связи Института Генриха Герца за то, что он участвовал в разработке приложения для борьбы с пандемией COVID 19.  В марте 2024-го в Грюнхайде, что в регионе Бранденбург, вследствие поджога ЛЭП повреждения получил завод американской компании Tesla, которую группа обвинила в загрязнении подземных вод. Сотрудников пришлось эвакуировать, работа предприятия была сорвана. В 2021 г. активисты Vulkan также подожгли одну из вышек на строительной площадке будущего завода, заявив, что «этот огонь противостоит лжи о зеленом автомобилестроении», и обвинили Tesla в неоколониализме. Радикалы назвали Илона Маска «технофашистом», а свои действия - «подарком на 8 Марта» в рамках борьбы с патриархатом. В ответ сам Маск заявил, что это либо «самые тупые экотеррористы на Земле», либо «марионетки, у которых в действительности нет целей защитить окружающую среду». И наконец, в сентябре 2025 г. после поджога двух опор линии электропередачи на юго-востоке города произошло отключение электроэнергии, затронувшее около 50 тыс. домов и длившееся около 60 часов.

Леворадикальная эко-анархистская Vulkangruppe стала проявлять себя с 2011 г. и в различных аналитических отчетах квалифицируется как «небольшая» и «скрытная», поскольку не ведет публичной пропаганды, не использует соцсети, не имеет явных лидеров или штаба. Вероятно, она делится на мелкие ячейки, производит ротации и пользуется псевдонимами (названия вулканов вроде Grímsvötn или Katla). Свои акции объясняет в больших манифестах. 

Также отсутствует публичная информация о методах вербовки Vulkangruppe, нет никаких известных подтвержденных случаев присоединения или описаний процесса. Скорее всего новые члены присоединяются через закрытые левые субкультуры, автономные группы или личные связи в берлинской анархистской и антикапиталистической среде. Известно, что за ними наблюдают не только немецкие, но и американские спецслужбы, так как, возможно, сторонники группировки находятся не только в Германии. 

 

Теракт с профессиональными преступниками

Как сообщили СМИ, в связи с произошедшим в Берлине федеральная прокуратура начала расследование по подозрению в антиконституционном саботаже, членстве в террористической организации, поджоге и нарушении работы общественных предприятий.  Мэр Берлина Кай Вегнер так и назвал поджог - «террористический акт», отметив, что нападение поставило под угрозу жизни людей и создало огромную нагрузку на городские службы.  «Это не детские шалости, а скорее профессиональные преступники… Это не просто поджог или саботаж. Это уже терроризм, и теперь мы должны поймать этих преступников», - сказал Вегнер в интервью немецкому общественному телеканалу RBB.

Сенатор Берлина по внутренним делам Ирис Шпрангер также назвала действия Vulkan «терроризмом». Сенатор от Берлина по экономическим вопросам, энергетике и государственным предприятиям Франциска Гиффей охарактеризовала произошедшее как нападение на «наше свободное общество». И добавила, что «вопрос в том, является ли случившееся просто делом рук левых активистских групп, действующих по идеологическим мотивам, или за этим стоит нечто большее». 

Действительно, в данных обстоятельствах сложно до конца исключить, «что за этим не стоит нечто большее», что какая-то сила не тестирует, например, возможные последствия вывода из строя критически важной инфраструктуры в огромном городе, в немецкой столице. На фоне войны в Украине возникли предположения о возможном участии России в организации атаки на берлинскую электросеть. Как отмечено рядом СМИ, депутату Бундестага от Христианско-демократической партии ФРГ Р.Кизеветтеру показались странными особенности языка и орфографии в заявлении левых радикалов. 

Позже, правда, появились сообщения, что, по данным МВД Германии, «немецкие спецслужбы не располагают такой информацией, что у них нет также сведений о так называемой операции под ложным флагом». То есть, когда преступники выдают себя за другую организацию или государство, чтобы намеренно сбить след.  Да и сама группировка отрицает, что атака была совершена в интересах России.

Между тем у берлинцев, похоже, появились вопросы к властям на муниципальном, земельном и даже на федеральном уровнях. Как минимум по поводу того, насколько хорошо обеспечивается безопасность критически важных объектов. Тем более что в Германии на разном уровне звучат предупреждения о возможности совершения новых гибридных атак. Если группа не слишком организованных преступников смогла совершить действия, которые привели к многодневному отключению электроэнергии в нескольких районах города, то какого эффекта могут достичь потенциальные организаторы более профессиональных атак? 

В соцсетях и прессе отмечалось также, что меры, предпринятые для борьбы с последствиями блэкаута, носили недостаточный характер, особенно для людей с низким доходом, и что было мало заявлений по этому поводу от основных партий. При этом широкий резонанс вызвали слова Франциски Гиффей, которая объявила, что жители пострадавших районов могут переехать в отели-партнеры сети Visit Berlin - по цене всего 70 евро за ночь. Жителей возмутило, что во время чрезвычайного положения они должны платить деньги из собственного кармана, в то время как беженцам за счет налогоплательщиков выделяются ежесуточные средства. Позже власти сообщили, что расходы на проживание будут компенсированы, если есть регистрация в Берлине, но осадок, как говорится, остался. Это в очередной раз высветило огромнейшую проблему немецкого общества, связанную с миграционной политикой Германии на протяжении многих лет. 

 

Голоса избирателей и проблема властей

Впрочем, это одна из проблем всей Европы, которая в числе других решений местных правительств, в том числе экономических, в последнее время приводит к стойкому росту популярности как правых партий «евроскептиков», так и леворадикальных движений.

Действительно, мы видим, что во многих странах праворадикальные партии побеждают на выборах и приходят к власти. Что касаеsтся европейского левого радикализма, то он и вовсе имеет богатую историю - вспомним хотя бы 60-е годы прошлого века. Леворадикалы фокусируются на антиглобализме, антиимпериализме и антикапиталистической борьбе, им присущи евроскептицизм и эгалитаризм, в последнее время они больше сосредоточены на экологии. Атакуют полицейских и правых экстремистов, фирмы и предприятия, объекты инфраструктуры.  

Высокая степень децентрализации руководящих структур, очень низкий уровень присутствия в обществе и социальных сетях осложняют их идентификацию и поимку. Считается, что своих сторонников они находят в среде людей, уставших от традиционных партий, особенно если они перестали соответствовать хотя бы минимальным ожиданиям своих избирателей. Это могут быть представители среднего класса, разношерстная молодежь, левая интеллигенция, бизнесмены, пострадавшие от экономической глобализации, и т.д. 

Например, в Великобритании известна группировка Shut the System, которой в прошлом году удалось перерезать оптоволоконные кабели в финансовом районе Лондона. Ее члены также распыляли краску в общественных местах, действовали против банков и страховых компаний. Другая британская климатическая активистская группа Just Stop Oil добивалась запрета на выдачу новых лицензий на добычу нефти и газа и под этими лозунгами провела несколько громких и противоречивых акций. Среди них блокирование автомагистрали, срыв крупных спортивных мероприятий, порча частных самолетов и произведений искусства. В 2018-2019 гг. во Франции анархисты активно поддержали движение «желтых жилетов», участники которого выступали против социальной несправедливости и проводимой правительством политики. 

В самой Германии еще одна леворадикальная группировка - Antifa Ost («Банда с молотками») совершала нападения на ультраправых. Кстати, в начале ноября власти США внесли Antifa Ost в список террористических организаций. Компанию ей составили итальянская Informal Anarchist Federation/International Revolutionary Front, а также греческие Armed Proletarian Justice и Revolutionary Class Self-Defense.  И этот список леворадикальных подпольных «кружков» в Европе можно продолжать и продолжать.  

Опасность, связанная с действиями леворадикальных группировок, как еще раз показал инцидент в Берлине, заключается больше в том, что если целью выбирается критически важная коммуникационная инфраструктура, то ущерб для официальных властей может быть довольно существенным. Даже кратковременный сбой может превратиться в каскадную проблему, на которую власти вынуждены реагировать в режиме кризиса, что политически выглядит как «потеря контроля». Поэтому их могут использовать в своих интересах третьи силы. Взять, к примеру, слова Маска по поводу «марионеток», озвученные в адрес Vulkangruppe, или Франциски Гиффей, что они «могут быть частью чего-то большего». Или предположения, что движение Just Stop Oil организовано самим нефтяным лобби исключительно с целью дискредитации борцов с изменением климата. 

Но даже в этом присутствуют потенциальные риски, такие как рост конспирологии и дальнейшая потеря доверия среди населения. Так что европейским властям есть над чем задуматься.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

3


Актуально