НОВЫЙ ХОД СВЕРХДЕРЖАВЫ
Американская операция против Мадуро меняет расстановку сил в мире
Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
Захват американским спецназом президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жены стал самым резонансным международным событием начала 2026 г. Какие же последствия оно может иметь для судеб не только США и Венесуэлы, но и всего мира?
«Абсолютная решимость»
В ночь на 3 января США провели военную операцию Absolute Resolve («Абсолютная решимость»), в рамках которой президент Венесуэлы Мадуро и его жена Силия Флорес были захвачены в Каракасе, вывезены на базу американских ВМС в Гуантанамо, а позже доставлены в Нью-Йорк.
Венесуэльские власти обвинили Вашингтон в нанесении ударов по гражданским и военным объектам страны. Президент США Дональд Трамп, в свою очередь, подтвердил факт осуществления крупномасштабной атаки против главы Венесуэлы. Атаки, подготовка к которой, судя по всему, шла все последние месяцы. Во всяком случае, еще в ноябре 2025 г. Трамп санкционировал проведение секретных операций ЦРУ в Венесуэле.
После захвата Мадуро и его жены американское правосудие выдвинуло против них обвинения в наркотерроризме, заговоре с целью ввоза кокаина в США, хранении автоматического оружия и разрушительных устройств против Соединенных Штатов. Представ перед федеральным судом в Нью-Йорке, Мадуро отверг предъявленные ему обвинения, заявил о своей невиновности и статусе законного президента Венесуэлы, назвав себя военнопленным.
Следующее слушание назначено на 17 марта, а до этого времени Мадуро и Флорес будут оставаться под стражей в Нью-Йорке. Скорее всего, защитники Мадуро начнут оспаривать законность его ареста, требуя применения в отношении него норм международного права, согласно которым тот обладает иммунитетом как глава суверенного государства. Однако подобные аргументы вряд ли возымеют какой-нибудь эффект. Тем более что в практике США уже был прецедент захвата главы другого государства. В 1989 году американцы провернули операцию против Панамы, фактический лидер которой - главнокомандующий Силами национальной обороны генерал Мануэль Норьега - был схвачен и вывезен в Соединенные Штаты, где предстал перед судом по обвинению в наркоторговле.
Как и во время панамских событий, очевидно, что основной причиной недовольства Соединенных Штатов позицией руководства латиноамериканской страны было проведение политики без оглядки на волю и позицию Белого дома. Ярче всего об этом свидетельствуют слова президента Трампа о переходе Венесуэлы, включая и ее природные ресурсы, под «управление» США. То есть то, на что ни в какую не соглашался режим Боливарианской Республики, заложенной предшественником Мадуро Уго Чавесом. И хотя этот режим пока продолжает свое существование, Венесуэла фактически уже потеряла суверенную субъектность.
В мировых политических кругах бытует версия, что захвату Мадуро способствовала, по крайней мере, какая-то часть венесуэльской верхушки, включая и военное командование латиноамериканской страны. После же вывоза Мадуро из Венесуэлы ее временным президентом автоматически стала вице-президент Делси Родригес, которой Трамп адресовал недвусмысленное предупреждение, что она «заплатит высокую цену», «большую, чем Мадуро», если не станет сотрудничать с Соединенными Штатами.
Одновременно Трамп дал понять, что не намерен, во всяком случае пока, приводить к власти венесуэльскую оппозицию. Ее лидером считается Мария Корина Мачадо, получившая Нобелевскую премию мира в 2025 г. На выражение ею готовности возглавить Венесуэлу Трамп ответил заявлением об отсутствии у Мачадо «поддержки и уважения», исходя из чего «ей будет очень трудно быть лидером». Трамп совершенно игнорирует еще одного известного активиста венесуэльской оппозиции - Эдмундо Гонсалеса, которого политические круги Запада представляли как «законного победителя» президентских выборов 2024 г. И похоже, столь нарочитое невнимание главы США к перспективе реальной смены власти в буквальном смысле обезглавленной Венесуэле не случайно. Она ему в настоящий момент такой и нужна: не просто подчиняющейся Вашингтону, но и лишенной возможности полноценного управления, а значит, и обладания легитимной властью.
«Доктрина Донро»
Многие мировые эксперты заявляют о несоответствии венесуэльской операции США Уставу ООН, который запрещает применение силы против суверенитета другого государства без санкции Совета Безопасности ООН. Из этого положения существует одно исключение - самооборона, право на которое также предусмотрено ее уставом. И хотя Вашингтон ссылается на связанное с наркоторговлей посягательство Венесуэлы на безопасность США, со стороны латиноамериканского государства однозначно не было никакого агрессивного акта против суверенитета Соединенных Штатов. Тем не менее реакция ведущих мировых столиц на захват президента Венесуэлы разделилась.
Большинство европейских стран и сам ЕС не осмелились осудить США за операцию «Абсолютная решимость». Более того, в заявлениях европейцев был сделан акцент на диктаторскую природу правления Мадуро, которая, с точки зрения их авторов, лишала его легитимности и, соответственно, оправдывала действия Вашингтона.
Безоговорочное осуждение американской операции последовало со стороны Китая, внешнеполитическое ведомство которого расценило ее как «вопиющее нарушение международного права, основополагающих норм международных отношений, а также целей и принципов Устава ООН». Пекин потребовал «немедленно освободить президента Мадуро и его супругу, прекратить действия по подрыву государственной власти в Венесуэле и решать проблемы путем диалога и переговоров».
Схожую позицию выразила Россия, считающаяся одной из ближайших союзниц Боливарианской Республики. Последняя, к слову, никогда не отказывала РФ во всемерной политико-дипломатической поддержке. В частности, Мадуро был одним из немногих мировых лидеров, поддержавших вторжение России в Украину, а во время посещения Москвы для участия в параде 9 мая 2025 г. назвал РФ «ключевой державой человечества». Обе страны подписали договор о стратегическом партнерстве и сотрудничестве, однако 3 января 2026 г. Москва практически ничего не предприняла для защиты своего союзника. МИД РФ хоть и охарактеризовал операцию США против Венесуэлы как «вооруженную агрессию», но выступил за «деэскалацию сложившейся ситуации путем конструктивного диалога». Западные эксперты обращают в этой связи внимание на то, что с возвращением Трампа в Белый дом Россия «относительно сдержанно» реагировала на действия США против Венесуэлы. Высказывается даже мнение о том, что «Россия, по сути, сдала Мадуро еще раньше».
Москва действительно могла отказаться от удержания ряда своих позиций на мировой арене, включая союз с Венесуэлой, в расчете на лояльное отношение администрации Трампа к военной операции РФ против Украины. Однако, вне зависимости от того, имел ли место вокруг Венесуэлы геополитический торг или нет, текущие процессы на мировой арене выходят далеко за пределы операции США.
Президент США Трамп увязывает захват Мадуро с реализацией «Доктрины Монро» в современных условиях. Суть ее сформулировал в 1823 г. пятый президент Соединенных Штатов Джеймс Монро, предупредивший европейские державы о недопустимости вмешательства в американскую сферу влияния в Западном полушарии. Ныне Дональд Трамп позиционирует себя как лидер, модифицировавший эту стратегию в «Доктрину Донро» (названную в его, трамповскую, честь), которая, как он заявил в интервью телеканалу Fox News, призвана обеспечить стабильность и безопасность во всем Западном полушарии.
Следуя этой доктрине, администрация Трампа угрожает прямым военным вмешательством таким странам, как Колумбия, Мексика, Никарагуа, Куба. Последняя, похоже, особенно беспокоит госсекретаря США Марко Рубио, сына кубинских иммигрантов, бежавших в свое время в Штаты от режима основателя социалистической республики на Острове свободы Фиделя Кастро. Все эти страны, рассматриваемые в Вашингтоне как недостаточно благонадежные с точки зрения интересов США или полностью сопротивляющиеся их воле, получают сигналы и угрозы о необходимости возврата на «истинный», то есть проамериканский, путь.
Впрочем, мишенями Вашингтона в контексте «Доктрины Донро» оказались не только латиноамериканские страны, но и числящиеся союзниками США Канада, которой настойчиво предлагают стать еще одним штатом в составе «Великой Америки», и Дания, непритязательная европейская страна, суверенитет которой распространяется, однако, и на крупнейший в мире, но располагающийся в Западном полушарии остров Гренландия.
Белый дом не скрывает, что готов применить даже силу для захвата Гренландии, поскольку США должны получить «больше контроля над Арктическим регионом». И не в счет ответный призыв Копенгагена к США прекратить угрожать союзнику по НАТО и его предупреждение, что агрессия против Дании станет концом Североатлантического альянса.
Миропорядок мертв. Да здравствует беспорядок?
Все эти процессы свидетельствуют об одном: привычный человечеству миропорядок рушится на глазах. То, что назревало все последние десятилетия, когда международное право стало беспардонно попираться теми мировыми силами, которые некогда сами сыграли ключевую роль в его закреплении, становится глобальной нормой и реальностью. Это наглядно показывает история с американским захватом президента Венесуэлы и его супруги. Как доказывают это ежедневно озвучиваемые Соединенными Штатами угрозы применить силу и в отношении целого ряда других стран.
Между тем пока американцы устраняют своих внешнеполитических недругов, лишая недружественные режимы способности управления, а также выражают готовность посягнуть даже на суверенитет своих союзников по НАТО, Россия продолжает методично разрушать Украину.
Что же будет в условиях творимой глобальными игроками вакханалии с международной системой, на вершине которой все еще маячит ООН?
Одним из первых, кто почувствовал на себе переживаемый ООН кризис, был Азербайджан. На протяжении почти 30 лет не выполнялись резолюции Совета Безопасности о безоговорочном выводе армянских вооруженных сил с территории Азербайджана. Сам конфликт был превращен в заложника интересов великих держав, каждая из которых отказывала Азербайджану в праве реализовать международное право - восстановить свою территориальную целостность любым путем, включая и военный.
В 2020-2023 гг. Азербайджан покончил с армянской оккупацией. Однако кризис ООН и не думает завершаться. Глобальная организация, у которой ни одна из мировых сил не спрашивает ни мнения, ни разрешения на проведение каких бы то ни было «спецопераций», лишь безучастно наблюдает за разрушением почти векового миропорядка.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам констатировал, что в современном мире больше нет того, что называется международным правом. «Пусть все забудут об этом. Есть сила, есть сотрудничество, есть союзничество, есть взаимная поддержка», - подчеркнул глава азербайджанского государства. И это, пожалуй, самая честная и точная оценка современной глобальной реальности.
Но что придет на смену старому миропорядку? Неужели беспорядок, в условиях которого развернется война всех против всех и начнется новый передел мира? Или все же у человечества есть шанс на новый, более справедливый миропорядок, сформировать который призывают страны, выступающие против произвола на международной арене, попрания принципов и норм международного права? Включая Азербайджан, требующий основательной реформы ООН и учета мнения не только великих держав в мировых делах...
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





6












